§1. Древнейшая история ярославской земли

Рестораны появились в Петербурге и Москве лишь в третьем десятилетии XIX века, став символами заграничного шика. Легендарный ресторан «Яр» появился в Москве первым и так и остался непревзойдённым, разбавив заведение в стиле запада чисто восточным разгулом. Популярность «Яра» продолжала расти, и, достигнув пика в 1910-е годы, канула в бездну вместе с дворянской и купеческой Россией, для того, чтобы возродиться через столетие.

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."

А.С. Пушкин

История легендарного «Яра» начинается с 1826 года, когда на Кузнецком мосту в доме купца Шаванна «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах» (современный адрес: Кузнецкий мост, 9 – ред.). Так было заявлено в газете «Московские ведомости».

Стоит ли говорить, что это совершенно не соответствовало действительности? Даже завтрак в «Яре» обходился в сумму, равную стоимости обоза зерна, а жареная пулярка (жирная, откормленная курица-гриль, приготовленная по специальному рецепту) тянула на 25 руб. серебром - сумму, равную месячному бюджету семьи среднего достатка. А ведь одну курицу на ужин в «Яре» не закажешь.

Россия 19-го века активно перенимала западные технологии, умело адаптируя их под собственные реалии и нередко этой самой адаптацией занимались обрусевшие иностранцы. Название «Яръ» не имеет ничего общего с оврагом, ресторан был основан иностранцем, французом Транкилем Ярдом, в 1826 году, и унаследовал фамилию своего родителя. Место на Кузнецком мосту было выбрано бойкое: в доме Людвига Шаванна находились также модные магазины вин, нюхательного табака, духов, шляп, тканей и книг.

Ресторан Транкиля Ярда посещали известные люди, он был в полном смысле слова элитным местом. Здесь проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы. В «Яре» в полной мере чувствовался «дух времени», легендарный ресторан играл роль места встречи тех, кто вершил историю. Завсегдатаями «Яра» были Савва Морозов и Гиляровский, заходили сюда Плевако, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Леонид Андреев, Бальмонт, Шаляпин и Распутин.

Пушкин упомянул любимый ресторан в стихотворении «Дорожные жалобы»: «..и с телятиной холодной трюфли «Яра» вспоминать..». В мемуарах «Былое и думы» литератор Александр Герцен вспоминал, как он с приятелем ходил в «Яръ» обедать: «Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали oukha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные».

Несмотря на чудовищную дорогозивну, «Яръ» очень скоро стал законодателем мод в ресторанном мире. Старое скромное помещение перестало вмещать всех желающих, и уже в 1848 году ресторан переезжает на Петровку, поближе к саду Эрмитаж. Однако сад Эрмитаж так же не мог вместить всех желающих посетить «Яръ». К тому же здесь не было простора для широты размаха и воплощения всех идей. «Яръ» переезжает последний раз - на Петербургское шоссе.

Сейчас это начало Ленинградского проспекта - престижный, почти центральный район, а тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки - все в «Яръ».

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем были самые красивые и голосистые. Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям - удовлетворение любых (абсолютно любых) прихотей и поражение воображения - делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы. Осечки случались редко.

«Кто не помнит знаменитого Яра с его супом a la tortu из телячьей головки, который нисколько не уступал вкусом настоящему черепаховому, – писал в 1858 году журнал «Москвитянин», – с его бивстексом, с труфлями, с его куропатками жареными en Perigord, в которых опять труфелей было больше, чем мяса, с его цыплятами в январе месяце, с свежими бобами, с его кропадинами из молодых тетеревов, паровыми лещами и, наконец, с его матлотом из стерлядей?»

В 1871 году «Яръ» становится собственностью купца Федора Аксенова и в последующие десятилетия поражает современников оригинальностью и масштабом купеческих кутежей. Представьте себе раскрытый рояль, полный до краев водой, в которой плавают рыбки - так в «Яре» подгулявшие купцы играли в аквариум. На удовлетворение прихотей здесь денег не жалели. Более того, старались изобрести что-нибудь эдакое, чего до этого не делал никто: это был вопрос престижа. Рассказы о купеческих причудах передавались из уст в уста с оттенком удивления и восхищения, становились легендами, оседали в анекдотах и мемуарах.

Постепенно в «Яре» сформировался своеобразный прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей стоило, к примеру, 120 рублей, запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Впрочем, «Яръ» от такого разорения только богател: вся обстановка предусмотрительно страховалась на солидные суммы. Гость платил «за удовольствие», страховая компания - за ущерб.
Официанты тоже не были обижены - чаевые, если гость был доволен, раздавались пачками.

Каждый сходил с ума по-своему - кто-то приходил в «Яръ» не иначе как в сопровождении ручной тигрицы, кто-то поил дам шампанским из бокала с горстью бриллиантов на дне, и за всем этим наблюдал довольный хозяин, умевший грамотно подстегнуть богачей и наживавший на этом разгуле огромные барыши.

Продолжая вкладывать в «Яръ» деньги, Аксенов предпринимает глобальную перестройку здания. Ресторан должен был стать настоящим дворцом с зимним садом, фонтанами и бассейнами, оснащенным по последнему слову техники. Для «Яра» была заказана уникальная мебель, проект уже был запущен но... неожиданная смерть помешала воплощению наполеоновских планов Аксенова.

В 1895 г. «Яръ» достается выходцу из крестьян-ярославцев, Алексею Акимовичу Судакову. Ярославские крестьяне издавна уходили на заработки в московские трактиры и рестораны. Так что Алексею Акимовичу, несмотря на 27-летний возраст, опыта было не занимать: начинал он мальчиком в чайной, затем дорос до хозяина трактира. Судаков не загубил дела своих предшественников, более того, именно при нем «Яръ» стал самым знаменитым рестораном России стоимостью без малого в триста тысяч рублей.

В 1910 году "Яръ" наконец перестроен: из скромного деревянного дома он превратился в роскошный дворец с колоннами. Здание было перестроено знаменитым архитектором, работающим в стиле модерн - Адольфом Эрихсоном. Дореволюционный «Яръ» был великолепен и эклектичен: помимо Большого и Малого зала в имперском стиле в «Яре» существовали отдельные кабинеты в мавританском, русском и французском стилях.

Кабинеты были рассчитаны как на высоких гостей, так и на публику попроще. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. «Яръ» с «погребами и садами» занимает уже целый квартал. При нем образуется небольшой поселок, в котором живет армия служащих.

В начале ХХ века ресторан первым завел гараж, откуда за клиентами выезжали авто в любое время суток. В «Яре» вели учет именитым клиентам: на входе в ресторан стояло чучело медведя с серебряным подносом в лапах, и к концу ночи на подносе вырастала гора визитных карточек, оставленных гостями. Пресса сообщала, что новое здание ресторана «превзошло всякие ожидания по богатству и даже роскоши отделки, а главное – по огромному вкусу и изяществу выполнения. Бывалые люди затруднялись сказать, приходилось ли им видать среди заграничных храмов чревоугодия что-либо подобное по величию и блеску».

Достопримечательностью заведения был огромный резервуар с осетрами и стерлядью, откуда клиент мог выбрать рыбу для приготовления фирменного блюда. «Любитель отварной осетрины подходил к бассейну, – вспоминал современник, – указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывали к вырезу. Если совпадал, значит – рыба та! Без обмана».

Небывало великолепный «Яръ» просуществовал всего несколько лет. В 18-м году Судакова забрали прямо из «Яра» суровые люди в кожанках. Больше хозяин «Яра» в свой ресторан не вернулся. Победивший пролетариат с ожесточением сбивал лепнину, грузил на телеги роскошную обстановку и замазывал роспись на стенах - «Яръ» перестал существовать.

С 1918 по 1952 годы в здании ресторана размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК и Дом лётчика. В 1952 году к зданию ресторана по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир (сейчас - отель "Советский"). А в 1952 году, после более 30 лет забвения, вновь открылся ресторан. Правда, называться он стал «Советский», но по-прежнему оставался элитным – здесь бывали только самые-самые. Ресторан в разные годы посетили премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, премьер-министр Индии Индира Ганди, правительственные делегации иностранных держав, известные артисты и другие.

В новую Россию ресторан «Советский» пришёл в весьма плачевном состоянии. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию «Яра», возрождая его былую славу. На сегодняшний день полностью восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработали люстра 1912 г. и светильники 1952 г., воссоздан фонтан во внутреннем дворике. Медленно возрождаются и традиции, правда, пока современные купцы так не самодурствуют. Впрочем, поживём – увидим…

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."
А.С. Пушкин.

Кто не слышал о легендарном ресторане "Яръ"!

История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана (на фото слева) «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд.

Фото 1900-х гг.

Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

Евгений Абрамович Баратынский ..

Петр Андреевич Вяземский 1792-1878.

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831).

У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

На всякий случай привожу рецептик* - вдруг захотите попробовать.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Фото кон.19 века.

Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке**.
А в 1851 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.

Фото 1890-х гг. Ресторан "Яръ" на Петербургском шоссе.

Это сейчас начало Ленинградского проспекта — престижный, центральный район «не так уж далеко от Кремля». А тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки — все в «Яръ». Один из самых знаменитых афоризмов о «Яре» - «В «Яръ» не идут — в «Яръ» попадают» - очень точно отражает специфику заведения и его завсегдатаев. В «Яръ» именно «попадали» , достигнув определенного состояния... Опьянения? Нет, состояния души, когда эта широкая русская душа просит удалого разгула, размаха и «никто не моги мне перечить». Вот тогда и мчались тройки в «Яръ», к цыганам.

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна Захаровна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем самые голосистые и самые красивые.

Здесь я сделаю небольшое отступление и немного о цыганах.......

Посмотрите на этого милого человека, это граф Алексей Орлов ("Граф Алехан") (1737-1807) - одна из колоритнейших фигур авантюрного и галантного XVIII века: богатырь, богач, кутила, победитель турецкого флота при Чесме, брат екатерининского фаворита Григория Орлова, похититель княжны Таракановой, создатель породы орловских рысаков и, в конце концов, заведший моду на цыган в России.

Граф Алехан полюбил цыганское пение во времена русско-турецкой войны, и в 1774 году продемонстрировал московскому обществу диковину - цыганский хор и оркестр. Он купил часть хористов на территории современной Румынии, где цыгане находились в рабстве, часть набрал в России из сложившейся к тому времени цыганской этнической группы, а затем дал им вольную.

Руководителем ("хореводом") первого профессионального цыганского хора в России являлся Иван Трофимович Соколов. Артисты были приписаны к мещанскому сословию и поселились на Большой и Малой Грузинской улицах в Москве (этот район как-то не заимел исторического названия).

По примеру Алехана свои цыганские хоры завели в Петербурге другие "екатерининские орлы" Потемкин и Безбородко. Но все-таки "столицей" российских цыган навсегда осталась Москва.

Граф Алексей Орлов и из жизни ушел под пение своего хора. По мнению современных медиков, знакомых по описаниям с симптомами болезни, умер от рака. Перед смертью он так кричал и ругался от боли, что было слышно на улице, и наследники, желая соблюсти благопристойность, приказали цыганам играть и петь как можно громче.

В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) - цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики. Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк.

В 1852 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке (ныне здесь расположен спорткомплекс "Динамо"), на Петербургском шоссе (ныне - Ленинградский проспект). Примерно с этого времени в "Яре" стал выступать Соколовский хор. Дело в том, что тогда для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать (Тверская застава, теперь - площадь Белорусского вокзала).

При новом хозяине ресторана Ф.И. Аксенове в ресторане также появились: большой оркестр, русский и датский хор, также зимний сад с всякими диковинками. В это время хором руководила Анна Захаровна Иванова, талантливая певица и одновременно незаурядный "менеджер". Цыганский хор "от Яра" был лучшим в Москве, а цыганки в нем самые голосистые и самые красивые. В случае если к хористке воспылал любовью какой-либо фабрикант, ему необходимо было выплатить хору большую сумму денег, в подтверждение "серьѐзности" своих намерений. Только после этого хор был "не против", а руководила процессом, конечно же, Анна Захаровна. Следует тут же добавить, что в соответствии с бытующей тогда нравственной атмосферой, все заработанные хором деньги делились на всех, в том числе и на стариков.

Купцы и золотая молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты, не отваживали от него остальную публику.

Следующим владельцем ресторана стал предприимчивый А.А. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Ипподром был тогда центром московской светской жизни, близким к Тверской Заставе и к месту гуляний "чистой публики" - Петровскому парку. Почтенные отцы семейств, покормив детей пирожными в кондитерских парка, вечером могли предаться загулу в "Яре".

В "Яре" проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы, художники, адвокаты. Завсегдатаем "Яра" был Савва Морозов. Заходили сюда Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Станиславский… Во всем этом великолепии был не прочь шумно погулять "народный целитель и психотерапевт" Распутин.

Посетителей "потчевали всякой снедью" в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, "Яръ" считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара "Яра" готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В "Яре" же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Великий русский бас Фѐдор Иванович Шаляпин (1873-1938), как только терял интерес к себе публики, приезжал в "Яръ", пел с балкона главного зала, затем устраивал шумную потасовку с посетителями. На следующий день об этом знала вся Москва, аншлаг в "Большом" был обеспечен.

Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Был одним из лучших репортеров столичной прессы, его "коньком" были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли "королем репортеров". Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно". Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Ходили легенды и о физической силе "дяди Гиляя": он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие другие литераторы, художники, актеры. Само собой, Гиляй бывал в "Яре" и красочно описывал кутежи, которыми прославился ресторан.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых ) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава .

Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в "Яръ".

Фото начала 20 века. Петербургское шоссе. "Яръ" справа за деревьями.

Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.

Фото 1900 г. Старое здание ресторана "Яръ".

В 1895 г. после смерти Аксёнова "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
"Ямщик, гони-ка к «Яру" - песня, посвящённая Судакову, её пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

Фото 1911 г. Новое здание "Яра".

Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским.

Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов.

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1862-1905)

Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было ещё до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп" (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену - "плачу за всё". Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.
А то в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

Фото 1910 г. Летний зал ресторана "Яръ".

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нём не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
В разное время "Яръ" посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

Фото 1910-х гг. Новое здание ресторана "Яръ".

В феврале 1918 года "Яръ" был закрыт. Большевикам тогда было не до рябчиков с ананасами, на повестку дня выдвигался суп из крапивы. От Яра осталась только песня:
Соколовский хор у "Яра"
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройка мчится быстро к "Яру",
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор……
Припев:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда……

После революции ресторан закрыли. Судакова арестовали. Краткое время, в нэп, он ещё поработал как ресторан, а потом здесь поочерёдно прописывались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 1930-е гг. он был перестроен под Клуб лётчиков.

Фото нач.1930-х гг.

"Яра" уже не было, а песни о нѐм звучали по всему миру. Там, за океаном, старинную песню "Эй, ямщик, гони-ка к Яру" в сопровождении "американского" цыганского хора запела юная голливудская звезда Дина Дурбин (Deanna Durbin).


Фото кон.1930-х гг. Бывший "Яръ", перестроенный под клуб лётчиков.

В начале 1950-х гг. здание было ещё раз перестроено, теперь уже до неузнаваемости и в нём открылась гостиница "Советская" с одноимённым рестораном. Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.

Фото 1952 г.

Фото 1954 г. А.Тартаковского. Гостиница "Советская".

Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.

Фото 1955 г. Боковой фасад.

Фото 1960-х гг.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу "Яра".
На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Источники - http://dedushkin1.livejournal.com; http://allday.ru

Легендарный Ресторан «Яръ» считается одним из лучших в Москве. Основанный в 1826 году и перестроенный в 1910, он сохранил атмосферу начала XX века и изысканную русско-европейскую кухню.

«Яръ» всегда был одним из самых популярных ресторанов, известных не только в России, но и в Европе. Савва Морозов, Пржевальский, Пушкин, Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт, Распутин, Шаляпин, Владимир Высоцкий и Марина Влади, мать Тереза, Индира Ганди, король Испании Хуан Карлос, Маргарет Тэтчер, Иосиф Сталин, Пьер Карден, Арнольд Шварценеггер – далеко не полный список именитых гостей ресторана.

В конце ХХ века здесь был восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески на потолке и стенах, во внутреннем дворике заработал фонтан, созданный по образу и подобию фонтана Большого Театра.

Не будет преувеличением сказать, что «Яръ» - ресторан-театр. Шоу «Русский бал в «Яре» по зрелищности близко к парижскому «Мулен Руж». Программа состоит из 14 номеров: хореографические и акробатические этюды, русские, европейские и этнические танцы (фламенко, цыганские, арабские). На сцене меняются времена года и страны – звучат русские мотивы, которые сменяют зажигательные испанские ритмы, переходящие в хореографические миниатюры в стиле фильма «Кабаре» Боба Фосса.

Каждый зал ресторана имеет свою историю. Главный зал «Яра» с большой двухъярусной сценой, бархатными кулисами и 15-метровым потолком, украшенным огромной хрустальной люстрой, поистине потрясает масштабностью и витающей атмосферой русских гуляний.

Интерьер «Зеленого бара» с массивным деревянным буфетом, гравюрами с видами старомосковской жизни, камином и зелеными бархатными портьерами выдержан в строгом деловом стиле. Здесь предлагаются алкогольные напитки, коктейли и сигары.

Элегантная и дорогая классика – так можно определить стиль «Зеркального зала», предназначенного для респектабельных обедов в узком кругу: старинные сводчатые окна, белый рояль, зеркала в золоченых рамах и отражающийся в них блеск хрусталя.

Наполненная дневным светом «Галерея Судакова» создана в честь одного из владельцев «Яра» – купца Алексея Акимовича Судакова – талантливого ресторатора, владеющего рестораном с 1896 по 1918 годы. Интерьер «Галереи Судакова» выдержан в стиле ресторанных галерей отелей «Ритц» в Лондоне и «Плаза Атене» в Париже.

Летняя терраса «Яра» находится в тихом внутреннем дворике. Патефон, романсы Вертинского, подшивки журнала «Юность», чаепития из большого старинного самовара, согретого на еловых шишках, пряники, пироги и баранки, варенья разных сортов и настольные игры переносят в Москву XIX века.

Было принято, кажется, всегда, однако начало грандиозным столичным пирушкам положил именно «Яръ» - знаменитый ресторан, который сегодня называют не иначе как легендарным.

За все время своего существования начиная с 20-х годов XIX века «Яръ» не раз переезжал и перестраивался, использовался по назначению и без оного, переживал лучшие времена и не самые лучшие, и спустя почти два столетия вновь стал тем, за что его в свое время полюбили Чехов, Куприн, Горький и Шаляпин.Именитых гостей в «Яре» побывало и впрямь немало. С недавних пор присоединиться к этому списку может каждый. Впрочем, чтобы кутить, как, бывало, кутили московские богачи, лучше заранее исследовать территорию . Ну а за кутежом дело не станет.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Гулять так гулять

История «Яра» началась в канун 1826 года, когда француз Транкль Яр открыл ресторан «имени себя» на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Неглинной. Газета «Московские ведомости» тогда сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».Предприимчивый Яр одним «Яром» со временем решил не ограничиваться, и спустя двенадцать лет филиал знаменитого ресторана открывается в деревянном одноэтажном здании возле Петербургского шоссе (ныне - Ленинградского проспекта). Еще через несколько лет ресторан на Кузнецком Мосту был закрыт, и с той поры работал только здесь, за Тверской заставой.

Помещение ресторана, при котором был устроен небольшой садик, состояло тогда из небольшого общего зала и нескольких отдельных кабинетов. Никаких увеселений у «Яра» не было, и от обычного скромного заведения он отличался лишь тем, что кухня здесь была отменная, а накормить запоздалого гостя мог иногда и сам хозяин.

После Транкль Яра владельцы ресторана менялись один за другим, и при ком именно здесь впервые появились цыгане, сказать теперь трудно. Публику это привлекало всегда, ведь послушать цыганский хор в то время можно было только в загородном ресторане: в Москве цыганам петь запрещалось.

Своим разгулом, купеческими кутежами и забавами «Яръ» стал знаменит в 1870-х. Подгулявшие купцы резвились, как могли. Например, «играли в аквариум»: наливали в рояль воду и пускали туда живых рыб. Также в «Яре» был специальный прейскурант: вымазать официанту лицо горчицей стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Хозяину подобные забавы были только на руку: все имущество было застраховано, и деньги он получал как с кутил, так и со страховой компании.В 1896 году ресторан приобретает новый владелец - Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся успеха своим умом и талантом.

Алексей Акимович Судаков. Фото: Из архива ресторана «Яръ»

Обслуживание в «Яре» всегда отличалось изысканностью, а теперь уж и подавно: «Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит, рыба - та! Без обмана».

В 1910 году Судаков перестраивает «Яръ» по проекту архитектора Адольфа Эрихсона: из деревянного дома ресторан превратился в дворец с колоннами. Слава «Яра» росла с каждым годом: вскоре ресторан и вовсе приобрел статус московской достопримечательности, обязательной к посещению.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Тогда в «Яре» было два огромных зала: летний «Белый» и зимний «Наполеоновский», отделанных с впечатляющей даже по тем временам роскошью.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.comВ каждом зале была своя эстрада. Наверху находились многочисленные кабинеты с балконами, выходившими, как театральные ложи, в зал. В ресторане была и императорская ложа, правда Николай II «Яръ» никогда не посещал: за него это делал Григорий Распутин.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

С ростом популярности «Яра» расширялась и концертная программа: на сцене ресторана выступали лучшие артисты, включая циркачей и фокусников.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Несмотря на общее увеселение, нравы в ресторане были самые строгие. Известная певица Надежда Плевицкая, начинавшая здесь свою эстрадную карьеру, вспоминала о Судакове так: «Чинный и строгий купец, он требовал, чтобы артистки не выходили на сцену в большом декольте: к «Яру» московские купцы возят своих жен и «Боже сохрани, чтобы никакого неприличия не было». Алексей Акимович, к слову, долгие годы являлся старостой соседнего Сергиевского храма на Ходынке. На свои средства он построил несколько школ на своей родине в Угличевском уезде, оказывал помощь бывшим односельчанам.

Вскоре грянула революция: ресторан проработал до февраля 1918 года и впоследствии был закрыт. Все имущество было конфисковано. Несколько дней из «Яра» вывозили столовое серебро, мейсенский фарфор, картины и хрусталь…

В октябре того же года в «Яре» был открыт Рабочий клуб им. В.И. Ленина. В годы НЭПа он еще недолго поработал как ресторан, пока в 1924 году сюда не переехал ВГИК. В конце 1930-х здание передали Управлению воздушного флота. Здесь решено было открыть Клуб летчиков, так как поблизости, на Ходынском поле, находился Центральный аэродром. Очередная перестройка началась в 1939 году: один из ресторанных залов превратился в клубный, второй - в гостиную. Здесь же в июне 1941 года была сформирована 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района города Москвы.

В 1947 году сын Иосифа Сталина Василий был назначен командующим ВВС Московского военного округа, и именно по его инициативе в начале 1950-х годов начинается новая перестройка «Яра»: с пристройкой вдоль улицы Расковой гостиницы, которая получила название «Советская». В номере 301, который теперь называется «Сталинским», сын вождя жил в течение года.

Для постояльцев гостиницы в одном из залов бывшего «Яра» был открыт ресторан, где принимали только высокопоставленных персон, а позднее и мировых знаменитостей. В разные годы здесь побывали Маргарет Тэтчер и мать Тереза, Пьер Карден и Индира Ганди, Мирей Матье и Жан-Поль Бельмондо.Другой зал, бывший «Белый», сначала стал кинотеатром «Победа», а позднее - просто концертным залом. С 1969 года и по сей день здесь размещается единственный в мире профессиональный цыганский театр - «Ромэн».

«Яръ» сегодня

За годы перестройки - теперь уже страны, а не здания - и ресторан, и гостиница пришли в состояние весьма плачевное. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию, благодаря которой к «Яру» стала постепенно возвращаться былая слава.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

До «Советского», превратившегося теперь в четырехзвездочный отель, можно добраться от станции метро «Динамо». Слева от входа - ресепшн и стеллажи с традиционными русскими сувенирами, справа - вход в ресторан.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

У входа в залы гостей традиционно встречает медведь в шапке-ушанке и услужливый официант - дань традициям, не иначе. Рядом - книга отзывов и предложений с записями на всех языках мира. На противоположной стене - портреты именитых гостей и аквариум с океанскими устрицами и камчатскими крабами, которые тут же, по заказу, могут приготовить.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В зале, который так и называется - «Яръ», сегодня воссоздан оригинальный интерьер ХIХ века: с двухъярусной сценой, тяжелыми бархатными кулисами, витражными окнами, хрустальной люстрой и фресками на почти двадцатиметровом потолке.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Зеленый бар, примыкающий к залу, постарались сохранить таким, каким он был при Судакове: массивный деревянный буфет, на стенах - старинные гравюры с видами Москвы и светильники, отражающиеся в зеркалах.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В самом отеле восстановлен послевоенный интерьер. Как и прежде, малахитовый холл украшает белый рояль, а полы - традиционные красные ковровые дорожки. Вообще дух в отеле «Советский» сохранился самый что ни на есть советский. Чем, к слову, пользуется не первое поколение киношников.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В меню «Яра» меж тем есть блюда, которые подавались здесь еще до революции: они отмечены звездочкой. Студень из бычьих хвостов, форшмак из ростовской сельди, борщ старомосковский, стерлядь в шампанском, свинина по-старорусски - от одних только названий начинает сосать под ложечкой. Особняком стоит десерт Пушкина - холодный сладкий суп из малины и ревеня, который подается с шоколадным маффином и ванильным соусом.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Сам Пушкин в «Яре» на Ленинградке, к слову, никогда не бывал - поэт слыл завсегдатаем первого «Яра» на Кузнецком Мосту и именно про него потом вспоминал:

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать...

Появятся ли новые строки, посвященные современным блюдам легендарного ресторана, станет известно совсем скоро - примерно лет через сто.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Легендарный Ресторан «Яръ» считается одним из лучших в Москве. Основанный в 1826 году и перестроенный в 1910, он сохранил атмосферу начала XX века и изысканную русско-европейскую кухню.

«Яръ» всегда был одним из самых популярных ресторанов, известных не только в России, но и в Европе. Савва Морозов, Пржевальский, Пушкин, Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт, Распутин, Шаляпин, Владимир Высоцкий и Марина Влади, мать Тереза, Индира Ганди, король Испании Хуан Карлос, Маргарет Тэтчер, Иосиф Сталин, Пьер Карден, Арнольд Шварценеггер - далеко не полный список именитых гостей ресторана.

В конце ХХ века здесь был восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески на потолке и стенах, во внутреннем дворике заработал фонтан, созданный по образу и подобию фонтана Большого Театра.

Театр

Не будет преувеличением сказать, что «Яръ» - ресторан-театр. Шоу «Русский бал в «Яре» по зрелищности близко к парижскому «Мулен Руж». Программа состоит из 14 номеров: хореографические и акробатические этюды, русские, европейские и этнические танцы (фламенко, цыганские, арабские). На сцене меняются времена года и страны - звучат русские мотивы, которые сменяют зажигательные испанские ритмы, переходящие в хореографические миниатюры в стиле фильма «Кабаре» Боба Фосса.

Терраса

Летняя терраса «Яра» находится в тихом внутреннем дворике. Патефон, романсы Вертинского, подшивки журнала «Юность», чаепития из большого старинного самовара, согретого на еловых шишках, пряники, пироги и баранки, варенья разных сортов и настольные игры переносят в Москву XIX века.

Свадьбы и мероприятия

Для проведения свадебного мероприятия на 50-60 человек подходит зал «Зеркальный» с огромными зеркалами и камином. В ресторане есть еще один зал - основной, выполненный в стиле «ампир», в котором могут свободно разместиться 160 человек. Этот зал имеет стационарную сцену, свет и звук, все это сдается в аренду, исходя из райдера артистов, за дополнительные деньги.

Большой зал закрывают под свадьбы за 400 000 рублей, в которые входит банкет, алкоголь и чаевые.

Зеркальный зал

Проведение банкета обойдется в 3500 рублей на человека плюс стандартные 10 % чаевых. У ресторана есть свой кондитерский цех, так что торт здесь могут испечь любой, также есть возможность специальной подачи и сервировки банкетных блюд. Сцены здесь нет, свет и звук необходимо завозить, но при рассадке 50-60 человек остается достаточное количество места для программы и танцев.

Ресторан сам регулярно проводит программы на достаточно хорошем уровне, поэтому здесь имеются гримерки.

Ресторан пользуется популярностью у молодоженов, несмотря на некоторую «советскость», которая встречается у персонала, это вполне удачное место для организации свадебного торжества.